Православная гимназия города Калинин­­града
Назад к списку

Путешествие в прошлое

 Учащиеся 2 «В» и 2 «Б» классов продолжили «путешествие» в прошлое. На этот раз дети узнали о том, как учились их сверстники в далёкой старорусской школе. Какой была школа, когда начинался учебный год, кто такие «однокашники», что хранили в сундуках, какие применялись наказания. Об этом и многом другом дети узнали в ходе увлекательной интерактивной беседы, которую провела для нас заместитель директора по ВР Т.А. Курдай. У детей была возможность сравнить, как учились их сверстники на Руси, в немецкой школе и в нашей гимназии.

На Руси в школе детей встречал учитель. Учителем мог стать только человек церковный. Один учитель вел все предметы. Начинали учёбу всегда с утреннего правила. В каждой комнате (классе) в углу находился красный угол. Нет, это не потому что он красного цвета, а потому что - «красивый». В наших классах вместо красного угла на стене – икона, и каждое утро нашей гимназии начинается также с утреннего правила.

Интересно было узнать, что обучались на Руси только мальчики. Девочки были заняты на хозяйстве. Мамы и бабушки обучали девочек шить, вышивать, ткать…

Так же, как и в немецкой школе, послушанию и примерному поведению уделяли большое внимание. Дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами. На Руси в качестве наказания использовали горох, который насыпали в небольшом количестве в ёмкость и ставили в угол. Провинившийся должен был встать на колени и простоять так какое-то время. Сложно поверить, что это может кому-нибудь понравится. Ленивых, нерадивых и строптивых учеников наказывали розгами, оставляя след на коже в виде славянской буквы «ижица». Следы от розг напоминали написание этой буквы. На Руси использовали такое выражение - «прописать ижицу». Никто из детей не остался равнодушным, выслушав о том, как наказывали детей на Руси.

А что же хранили в сундуках? В сундуках хранили самое ценное - рукописные книги. 1,5 года необходимо было писарю, чтобы написать одну книгу. Если писарь допускал ошибку, должен бить 3000 поклонов. Если допускал помарку – использовал песок, потому песок, как и соль, впитывал чернила. Обложку делали деревянную, страницы – из кожи овец.

Писали на Руси с помощью чернил (по особому рецепту) и гусиного пера. Дети узнали о том, что ножик, которым точили перо называли перочинным. Так в наше время и мы называем складной ножик. Изучали дети старославянскую азбуку. Аз, буки, веди – я буквы знаю. Писали так же на дощечках, смазанных воском при помощи стилуса. У наших детей тоже была возможность пописать как в старину на деревянных дощечках. Правда, покрытие на них не из воска, а из пластилина.

В старину любимым блюдом была каша. В школе тарелок не было. Чугунок ставили в центр стола и каждый по очереди брал своей ложкой кашу. Однокашники – так называли учеников. Одноклассники - так называют учеников сейчас.

Учащиеся 2 «В» и 2 «Б» класса выражают огромную благодарность Татьяне Алексеевне за интересное познавательное «путешествие» в глубину веков!

                                                                                                                                                  Классный руководитель 2 класса «В» Воронова Т.Н.